Подписи меняются. Видоизменение подписи Наполеона.

Меняется время и обстоятельства, меняется характер человека, его отношение к жизни, а все это вместе проявляется в почерке, – рассказывает Витас САЛЬДЖЮНАС, зам. директора департамента безопасности руководства Литвы. – Иногда изменения весьма значительные и даже трудно поверить, что надпись сделана одной и той же рукой. Очень ярко отразились перемены в характере и настроении человека в подписях Наполеона Бонапарта – такое впечатление, что росчерки принадлежат абсолютно разным людям.

Свою первую подпись будущий император сделал в 1793 году, когда был еще артиллерийским капитаном французской армии. По мнению специалистов, эта подпись уже говорила о честолюбии и самонадеянности ее хозяина, но ничем необычным графически она не выделяется.

Вторая известная подпись – уже императорская, датирована 1804 годом и наделена эффектным росчерком.

Третья подпись сделана после победы при Аустерлице в 1805 году. Графологи полагают, что ее центробежное начертание говорит о непреклонной настойчивости, высоком честолюбии, склонности строить грандиозные планы, и о безусловной уверенности в их успешном воплощении в жизнь.

Четвертая подпись этого великого полководца сделана после исторического сражения под Москвой. Колоссально выросшая буква «N» указывает на тщеславие, самонадеянность и огромное честолюбие, соединяющееся с эгоцентричностью, властностью.

А вот пятую подпись непобедимый Наполеон сделал сразу после позорного бегства из Москвы. Она отражает его тяжелые чувства непонимания поражения, поэтому подпись скомканная, неуверенная и бесформенная. Она как бы выражает удрученность состояния побитого героя, напряженность мысли, ищущей спасительного выхода.

Следующая подпись продолжает тенденцию поскольку сделана после неудачной битвы при Лейпциге (1813 г.). И ломаные линии и неровный нажим и опускающиеся вниз штрихи – следствие очередного неизбежного поражения.

Последняя наполеоновская подпись сделана им в ссылке на острове Святой Елены. Такая подпись характерна для неожиданно состарившегося под влиянием трагических событий человека. Бессилие и пессимизм сквозит в опускающемся резко вниз росчерке.